Откуда в СССР был «дух сиротства»?

Хочу написать немного о сиротском духе.

Возможно у кого-то наличие сиротского духа ассоциируется с привычкой всего добиваться самому, ни на кого не надеяться. Но я вот задумалась: а почему часто о тех, кто «родом из СССР», говорится как о людях с сиротским мышлением? Ведь там-то все было обеспечено для жизни (или для выживания точно). Все были как бы равны, мало кто высовывался, чего-то там добивался.

Откуда в СССР был "дух сиротства"?

В обеспечении ли дело?

Но почему-то именно в Советском Союзе люди наелись сиротства. Хотя квартиры давали бесплатно, с голоду никто не умирал, было много обеспечения. Образование бесплатное, медицина бесплатная, мороженое копейки стоит... Может я не права, тогда поправьте.

Думаю, что дело в том, что хотя всё делалось как будто весело и дружно, всё-таки каждый человек понимал, что в центре — идея. С ней, с одной стороны, весело, а с другой — ты знаешь и чувствуешь, что ты — винтик. Если не подходишь — тебя выкинут. Отсюда и дух сиротства.

Поэтому я не понимаю высказывания, которое иногда слышу в церкви, что-то типа «нужно помнить, что есть что-то больше тебя». В некоторых случаях оно справедливо и применяется в нужном контексте, а в других — от него веет нагнетением чувства вины и духом сиротства. Да, конечно, я не пуп вселенной, но при этом обесценивать себя нельзя. Нельзя ставить в центр идею. Вы можете заспорить и сказать, что нет, конечно, в центре Христос, а не идея.

Важнее человек или идея?

Но знаете, на деле, всё-таки часто оказывается идея. Потому что в центре истории — человек. Бог его туда поставил. И Христос проклинал фарисеев именно за то, что они поставили в центр идею. Хотя они-то думали, что у них Бог в центре.

Сейчас вы испугаетесь, что если в центре будет человек, то это будет гуманизм. Что же мы тогда натворим! Но ведь Господь когда давал заповеди, Он не переставал быть гуманистом. Потому что в конечном счёте только Он знает, в чём жизнь для человека. Как человеку жить, чтобы быть счастливым и не умереть раньше времени.

Давайте не будем путать цель и средство

Сам по себе человек всегда был ценен для Бога. Да, есть высшие ценности, есть заповеди, которые выражают эти ценности. Но все они — для человека, для его жизни. Это как критерии, инструменты измерения, туда ли человек идёт.

Но они не больше человека, также как машина не может быть дороже человека, который в ней едет. Или как дорога не может быть дороже того, кто по ней идёт. Если мы видим, что человек не идёт по дороге, а залез в дебри, то мы не бросаем его и продолжаем чистить дорогу. Нет, мы идём за человеком, мы выводим его. А без него и никакой дороги не надо, никакой машины. Всё это для него. Когда мы это понимаем, то нет места сиротству.

Когда мы с таким отношением помогаем людям, тогда они это чувствуют. 
Они чувствуют, что их личность важна для нас, они сами важны. Вот тогда Бог является через нас.

Оцените статью
engeny
Добавить комментарий